Как болеть
Издается по благословению
архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского
ВИКЕНТИЯ
Об авторе
Протоиерей Сергий Вогулкин, настоятель храма во имя Святой Мученицы Татианы, доктор медицинских наук, профессор, проректор по науке и развитию Уральского гуманитарного института, автор более 150 научных и публицистических работ, 4 учебников по анатомии и физиологии человека, автор книги «Этюды православной этики», почетный работник высшей школы России, награжден орденом Святого Даниила Московского III степени. Духовно окорм-ляет храм во имя Святого Пророка Божия Илии при Областном госпитале ветеранов войн, храм во имя Иконы Божией Матери «Всецарица» при Областном медицинском объединении «Онкология», храм во имя Святителя Ермогена при оздоровительном центре «Символ». Является духовником Свердловского Общества православных медицинских работников и психологов.
Блажен человек, которого вразумляет Бог.
и потому наказания Вседержителева не отвергай.
Иов. 5.17
К читателям
Дорогие братья и сестры, я бы не дерзнул учить вас правильной жизни, поскольку Бог создал каждого из нас свободным и мы сами выбираем, куда и как идти по жизни. Степень нашего успеха в земном существовании зависит от того, сколько добрых дел мы успели сделать. Противовесом им служат наши греховные поступки, за которые Господь, по милосердию Своему, посылает нам страдания и болезни. Как врач и священник я постоянно сталкиваюсь с тем, что заболевший человек не знает, как себя вести, куда идти и что делать. Он подспудно понимает, что причина болезни в нём самом, на это понимание его наталкивает и пробудившаяся совесть, которая через болезнь более отчетливо подает свой голос. «Горестное посылается от Бога достойным того, каждый же сам для себя бывает виновником этих бичей, собственным своим произволом уготовляя себе ожидающие его скорби», -учит святитель Григорий Нисский. И мы просто должны были бы потерпеть, но нас охватывают страх и паника. К сожалению, в России потеряна культура перенесения болезней. Из-за этого случается немало несчастий, страдания становятся затяжными, болезни дают много осложнений, в конце концов наступает ранняя смерть, которая совсем не обязательна даже при очень тяжелых (как их неправильно называют, «смертельных») заболеваниях. Господь не хочет нашей смерти, Он хочет нашего исправления. Чем быстрей мы сможем исправиться, тем короче будут наши страдания, тем быстрее наступит исцеление. Обидно, что продолжительность нашей жизни так мала. И это в стране, имеющей давние и прочные традиции здоровой и долгой жизни. Корень нашего долголетия - в Православии, в его традициях, в его двухтысячелетием опыте исцеления больных. Прикоснемся к этому опыту через свидетельства и опыт святых отцов Церкви, через давние указания людей, не только сведущих в медицине, но и духовно возвышенных. Попробуем научиться правильно болеть и непременно исцеляться. Господь наш Иисус Христос да даст нам силы перенести болезни и выйти из них очищенными и оправданными перед Ним!
Болезни вместо епитимий идут. Терпите
благодушно: они будут как мыло у прачек.
Святитечь Феофан Затворник
Православный смысл болезни
Что такое болезнь? Болезнь - это всегда неприятное и неожиданное событие в нашей жизни. От небольшого недомогания до крайне опасного состояния может довести нас болезнь. Всегда ли болезнь - зло? Я бы не торопился давать утвердительный ответ. Ведь именно болезнь нередко предоставляет нам единственную возможность для исправления и избавления от греховной жизни. Основной смысл болезни, с точки зрения Православия, - вразумление от Господа. Наши грехи отягощают душу, заставляют её страдать и болеть, а наша духовная слепота не позволяет видеть единственно возможного избавления от греха - покаяния. Так и происходит нередко, что дух наш немощен, душа страдает от греха, а тело -от болезни. И всё же не случайно в старые времена больные пользовались всеобщим вниманием и уважением. Всем миром помогали болящему, брали на себя его заботы, молились дружно за него, помогали едой, деньгами, одеждой, всем необходимым. И это для того, чтобы человек избавился от суеты, чувствовал заботу, чтобы спокойно поболел и благополучно выздоровел. Ведь именно болящего человека Господь, по милости Своей, приближает к Себе через болезнь, Сам открывает ему путь к покаянию и исправлению. И этим необходимо немедленно воспользоваться. Только почувствовал первые признаки заболевания, подумай, за что Господь посылает недуг, какие грехи имеешь за душой, в чем не покаялся. Поразмышляй над своей жизнью, которая привела тебя к болезни. Что в ней было дурного? Это может быть грубый или непочтительный разговор с родителями, ссора в семье, наказание ребенка, ругань или нанесение обиды знакомым и незнакомым людям, осуждение кого-то. Я уже не говорю о простых вещах, дисциплинирующих нашу душу: о посте, молитвах, регулярном хождении в храм, Исповеди и Причастии. Как часто мы забываем об этом, всё откладываем «на потом», а в это время нераскаянные грехи уже нашли путь через поврежденную душу в тело, и болезнь точит его, лишая нас сил. Мы печалимся и грустим о том, что болезнь лишила нас возможности вести такую привычную для нас суетную жизнь, лишила развлечений, удовольствий. И только тогда, когда от печали и грусти нам становится совсем плохо и болезнь окончательно приковывает нас к постели, мы вдруг начинаем понимать, что не о том печалимся и грустим. Надо бы печалиться о несвоевременном раскаянии, о греховных привычках, которые так милы нашему сердцу, что даже в болезни мы не спешим от них избавиться. Печалиться и плакать следует о том, что копили обиды на близких, отвечали грубостью на грубость, обидой на обиду, обижали родителей и детей, были черствы и холодны к людям. Может быть, хоть теперь, в болезни, подумать о той жизни, которую должно нам вести, зная и помня об изначальной поврежденности человека в результате первородного греха. Ведь именно тогда стал смертным человек, и болезни постигли его. Господь победил смерть Своим Крестным страданием. И мы могли бы жить долго и счастливо, если бы не забывали об этом, а следовали за Ним по пути спасения. Мы сами свели нашу жизнь к болезни и смерти, сами на первое место поставили потребности нашего тела, богатство и развлечения. Мы позволили себе ощущать чувства греховные: ненависть, зависть, раздражение, осуждение, неприязнь. Ведь зло и болезни приходят именно тогда, когда нет добра и любви. Как часто мы бегаем по врачам, ища причины наших болезней, содержим на свои деньги армию колдунов, магов, астрологов, гадалок и экстрасенсов только для того, чтобы они обманывали нас, указывали нам неверный и гибельный путь. Как безрассудно мы усугубляем свою болезнь! И как жаль будет потом того времени, которое можно было бы использовать для спасения души, для исцеления - восстановления гармонии между духом, душой и телом. Как мало мы об этом думаем! Не отвергая врача, мы могли бы уже сходить к Исповеди, причаститься, попросить прощения у всех, кого мы обидели, совсеми помириться и со спокойной совестью и терпением поболеть, сколько даст Господь.
Безусловно, что некоторые болезни бывают от нашей собственной беспечности: чревоугодия, пьянства, сребролюбия, гордыни и лени. Немедленно нужно отказаться от своих пагубных привычек, с Божией помощью, собрав свою волю, преодолеть трепетную любовь к своему телу и заняться по-настоящему достойным делом - очищением своей души. Преподобный Иоанн Лествичник писал: «Болезни посьиаются для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение». Святитель Димитрий Ростовский прямо указывает: «Господь недостаток наших добрых дел восполняет или болезнями, или скорбями».
Скорбь и болезнь обретох
и имя Господне призвах.
Пс. 114. 3
Как начинается болезнь
Признаем тот факт, что каждый человек может заболеть. Кстати, без всякого колдовства и «порчи». Предрасположенность к болезням свойственна человеку по его первородному повреждению, по природной слабости тела, которая была передана ему от больных родителей или приобретена вследствие того, что человек сам создал для себя невыносимые условия, погубив окружавшую его природу, приобретя массу дурных привычек. Связь образа жизни со здоровьем не раз доказывалась наукой. Об этом было хорошо известно и святым отцам Церкви. В Послании к галатам апостол Павел прямо говорит о делах, приводящих человека к гибели: «Дела плоти известны, они суть: пречюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолос-лужение, волшебство, вражда, ссора, зависть, гнев, распри, разногласия (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Плод лее духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 19-21, 22-23). Что мешает нам выбрать второе вместо первого? Только наша самонадеянность и неверие. Мы как будто специально испытываем терпение Божие, не только не проявляя добродетелей, но, напротив, нарушая Божественные законы. О чем думает человек, живя прелюбодейно в «гражданском» браке, совершая грех убийства нерожденного младенца, бросая на произвол судьбы своего ребенка, делая его сиротой? На какое здоровье он может рассчитывать? А поднявший руку на родителей, жену или детей? Кто его вразумит? Кто исправит лентяя и пьяницу, который не в состоянии содержать свою семью? Кто исправит игрока, наркомана, прелюбодея или гулящую женщину? Кто примет наше раскаяние и даст нам последний шанс? Только Тот, Кто пришёл в наш мир и искупил нас Своею Кровью. Взять за правило регулярно ходить в храм Божий - это уже путь к здоровью. Известно, что воцерковленные православные люди в несколько раз реже болеют, чем те, кто не ходит в храм. Прислушайтесь к мнению преподобного Амвросия Оптинского: «К службе церковной непременно должно ходить, а то болен будешь. Господь за это болезнью наказывает». Дорогие мои братья и сестры! Не нужно ждать, когда Господь по Своей милости остановит нашу греховную жизнь болезнью, не нужно дожидаться болезни близких и любимых людей, болезни детей, которые могут пострадать за нас. Разве так трудно навести порядок в своей жизни? Поставить всё на свои законные места: сочетаться законным браком, крестить детей, не ссориться, не браниться, жить в мире со всеми, соблюдать посты, ходить в Церковь, исповедоваться, причащаться. Знаю и нисколько не сомневаюсь, что это очень трудно. Только злые дела делаются просто и быстро. Недаром святые отцы Церкви призывали понуждать себя делать добро. Трудно сразу после совершения дел недобрых заставить себя делать дела добрые. Бессилие овладевает нами, потому что совершив злые поступки, мы истощили свои духовные, душевные, да и телесные силы. Только Господь может дать нам возможность исправиться. Припадем к Нему пока не поздно, исправим то, что ещё можно исправить, попросим у Господа прощения в том, что уже поздно исправлять. Милость Его безмерна. Если же по грехам нашим полезно нам поболеть - поболеем и пострадаем с надеждой и верой. Если предстоит нам лечение, попросим благословения у своего духовника и запасемся терпением. Не забывайте попросить прощения у своих близких, их прощение тоже пойдет вам непременно на пользу. И, конечно, нужно простить всех, на кого вы имеете обиду. Уныние, печаль, гнев, обида, раздражение - это союзники болезни. Не дадим им воли. «Скорби нам необходимы для того, чтобы мы имели случай прощать ближним и тем получить отпущение собственных своих согрешений», - писал святитель Игнатий Брянчанинов.
Болезни примиряют нас с Богом и
вводят снова в любовь Его.
Святой праведный Иоанн Кронштадте кий
Как преодолеть болезнь
Боль тела «доказывает» его существование, «душевная боль» доказывает существование души. Одно без другого в земном нашем пути не живет и не страдает. Обычно одновременно испытывает человек и телесные, и душевные страдания, но далеко не всегда понимает, что есть лекарства для тела и есть лекарства для души. «Дай место врачу, ибо и его создан Господь, и да не удачяется он от тебя, ибо он нужен» (Сир. 38, 12). «Врачу показывать болезни телесные не есть грех, но смирение» - писал преподобный Варсонофий Великий. Это так, но это только половина дела, а если бессилен врач (такое тоже бывает) то это много меньше, чем половина. Как бы хотелось, чтобы все врачи были людьми не только верующими (бессознательно многие из врачей верят), но и воцерковленными, чтобы могли за больных своих молиться, чтобы знали ответы на самые важные для болящего вопросы -о смысле жизни, о смысле страдания и смерти. Именно такими, глубоко верующими были известнейшие врачи: Н.И. Пирогов, СП. Боткин, С.С. Юдин, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) и многие другие. Сейчас вера медленно, но всё-таки возвращается в медицину. Молитва врача умножает его духовные силы, но и больным нужно молиться о своих врачах. Хорошо, если в больнице есть домовая церковь. Не следует пропускать ни одного богослужения, Исповеди, Причастия. В храме легче молиться, именно в храме сила нашей молитвы многократно усиливается. «В болезни, прежде всякого другого дела, должно очиститься от грехов в таинстве Покаяния и в совести своей примириться с Богом», -писал святитель Феофан Затворник. Во всем мы должны следовать за Господом, беря с Него пример кротости и смирения: «научитесь от Меня, яко кроток есть и смирен сердцем» (Мф. 11, 24). Обязательно имейте при себе нательный крестик и не снимайте его. Поставьте на видное место иконки Спасителя, Пресвятой Богородицы, ангела-хранителя и своего святого, имя которого вы носите. Имейте при себе молитвослов, чтобы можно было помолиться и утром, и вечером, и днем о своих близких, о родителях, о детях и внуках, о живых и об усопших родственниках. Ожидая процедуры или обследования, тоже не забывайте помолиться Перед едой и после еды вознесите благодарение Богу - и еда пойдет на пользу вам. Молитесь столько и так, как позволяют вам возможности; каждая ваша молитва, пусть самая короткая - это шаг к исцелению. Если вы в состоянии читать не только молитвы, но и Евангелие, хотя бы небольшими частями, то это - ещё более решительный шаг на пути к вашей цели. Помните: вы не к болезни призваны, а к исправлению. Каждый день, каждый час делайте к этому шаги и скоро станете свидетелями отступления болезни. Особенно это необходимо тем, кто страдает тяжело, у кого заболевание опасное или даже «смертельное». Я не даром взял это слово в кавычки. Нет такого медицинского термина. До последнего мгновения нашей жизни есть у человека надежда - и надежда реальная, подтвержденная тысячами случаев исцелений от самых тяжелых болезней. И всё-таки есть болезни упорные, не оставляющие человека ни на минуту, отнимающие у него силы, приводящие его в отчаяние. Здесь нужно проявить всё своё терпение. Надо помнить одно: болезнь пришла к тому человеку, которым мы были, который заслужил это тяжкое испытание. Господь даёт нам время повернуть нашу жизнь вспять, изменить её, сделаться другим человеком. Ведь именно этого хочет Господь. Так не будем обманывать Его ожидания.
Дорогие мои! Вы лучше всех знаете свою жизнь, вы знаете, какие грехи были в ней, чем вы заслужили тяжелое испытание. Обещайте Господу, что вы изменитесь во всем, наполните душу свою любовью и милосердием, будете вокруг себя сеять только мир и добро, забудете злость, раздражение, осуждение, гнев и ненависть, будете жить по-христиански, никогда более не отойдете от Господа. И если обещание это было искренним, если вы выполните его неукоснительно, то не сомневайтесь: болезнь вскоре ослабеет и обратится вспять. Слишком много на земле накопилось зла, и каждый добрый человек здесь - на вес золота. Ваше доброе отношение, милосердие и любовь нужны людям. Господь будет пребывать с вами во всех добрых начинаниях. Не сдерживайте слёзы покаяния, они нужны человеку, эти слёзы - первое свидетельство вашей новой жизни. «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Опер. 21, 1-4).
И жить, и болеть нужно просто. Вспомним слова Господа нашего: «Будьте, как дети» (Мф. 18, 3). Посмотрите или вспомните, как болеют дети, как вы сами болели, когда были маленькими. Ребеночек не бегает, не суетится, а плачет или лежит тихо на руках у своих мамы или папы, потому что знает - они помогут, они спасут. Что же мы-то бегаем по гадалкам, экстрасенсам, колдунам и бабкам? Мы готовы броситься на шею любому, кто назовется целителем, часто не имея за душой даже начального медицинского образования. А уж бабки, о которых «из уст во уста» идет молва, это первое наше прибежище: «соседка сказала», «а вот знакомой помогло», «я сама своими глазами видела», «все говорят». Хоть и прикрываются они иконами и чьими-то благословениями, но служат диаволу. Не «порча» и не «сглаз», а собственный грех привел нас к болезни. Болейте честно и открыто, не бойтесь ничего. Мы любимые дети Господа нашего Иисуса Христа, мы любимые дети Пресвятой Богородицы, которой поручил Он нас перед Своей крестной Смертью. Вспомните, как сказал Он Пресвятой Богородице: «Се, сын твой» и апостолу Иоанну: «Се, мати твоя» (Ин. 19, 26). Через эти слова мы никогда не будем одиноки в наших скорбях и болезнях. Только к ним, нашим небесным покровителям, нужно обращать свой взор в случае болезни. И не нужно никаких лукавых посредников, жадных, сребролюбивых, лживых. Как бывает обидно, когда человек, «пролечившись» у экстрасенса или бабки, попадает в больницу с запущенной болезнью, и врачам уже крайне трудно чем-либо помочь ему. У нас с вами столько заступников небесных: Сам Господь наш Иисус Христос, Пресвятая Владычица наша Богородица, ангел-хранитель, святые, имена которых мы носим, святые бессребреники и целители, прославившиеся в веках своими чудесными способностями исцеления. Что по сравнению с ними жалкие попытки «целительства» магов, колдунов и экстрасенсов? Не тратьте время, силы и деньги на этих приспешников диавола. Только верой и терпением спасается болящий. «Благодарите Бога, что вы на добром пути: болезнь ваша - великий дар Божий; денно и нощно за сие и за всё хвалите и благодарите - и спасена будет душа ваша», -писал старец Арсений Афонский. Полезно заказать сорокоуст не только о своем здравии, но и здравии близких, которые тоже могут помочь вам совместными молитвами. Только помнить, что нужно присутствовать самому на молебнах о здравии, так же как и родственники ваши должны лично присутствовать и молиться о вашем выздоровлении вместе со священником, совершающим молебен. По этому поводу святитель Феофан Затворник говорит: «Молитва других о нас бывает сильна только тогда, когда есть и наша собственная молитва».
И в болезни немало можно сделать доброго, вот на что не нужно жалеть времени. Если вы ещё в силах, то ухаживайте за теми, кто не может сам за собой ухаживать. «Равную награду получает больной и кто служит ему», - писал святитель Пимен Многоболезненный. Даже если вы просто подадите стакан воды, принесете из храма просфору, скажете слова сочувствия, ободрите человека, и это зачтется вам. Только делайте добрые дела без всякой задней мысли, от чистого сердца. Не скрывайте свою веру, не нужно этого стесняться, и, если другой человек спросит, расскажите ему о Господе и вашей надежде на Него. Я не раз наблюдал, какую благодарность испытывает больной и каким милосердием и любовью исполняется сердце того, кто за ним ухаживает. Богоугодное дело - уход за больным. «Я был болен, и вы посетили Меня, так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» - скажет Господь в день Суда (Мф. 25, 36, 40).
Почему надо много молиться больному? И о ком молиться? Молитва есть разговор с Господом. Именно в общение с Ним мы должны вступить, если до болезни не вспоминали о необходимости постоянного предстоящи перед Ним во всех наших земных делах. Богообщение - это первое наше дело на пути исправления, на пути исцеления от духовной скудости, душевной слепоты и телесного бессилия. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные...», - говорил Господь о таких, как мы с вами (Мф. 9, 12-13). Полагаю, что не совсем прав тот, кто целыми днями молится только о себе, испрашивая прощение у Господа. Ведь мы спасаемся на земле добрыми делами - так почему бы нам не помолиться о своих родных и близких? Тем более что молитва во время болезни необыкновенно сильна, ведь Господь приблизил болящего к Себе через страдание. Вспомним, что говорил святитель Иоанн Златоуст: «Молитва есть царица добродетелей». Конечно, лучше, если вы будете молиться словами, которыми до вас молились сотни тысяч людей, которые содержатся в тех прекрасных молитвах, которые оставили нам святые отцы Церкви. Но и своя молитва будет услышана Господом, если вкладываются в неё мука вашего сердца, искреннее раскаяние и воззвание к Богу. Именно во время болезни мы без суеты и спешки можем помолиться о самых родных людях, о тех, кто близок нам, о тех, кого мы случайно обидели, о родителях наших, об обижающих нас, о тех, кого мы осудили, обидели, неправедно наказали. Помолимся о тех, кто обижал нас, чтобы Господь, посылая им испытание, дал его по их силам: «молитесь за творящих вам напасть и изгоняющих вас» (Мф.5, 44). Чтобы было и у них время исправиться перед Богом. Болезнь не должна озлоблять болящего, напротив, сознание своей избранности перед Богом и своей греховности должны сообщать ему спокойствие, уверенность и терпение. «Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения», - писал преподобный Амвросий Оптинский. Пересмотр всей жизни, покаяние, смирение и благодарность Господу за отведенное для этого время болезни -всё это способствует выздоровлению. Время болезни - это ещё и время нашего учения. Духовная безграмотность - тоже одна из причин, приводящих нас на больничную койку. Мы не знаем законов Божиих, и потому с такой легкостью нарушаем их. Сделаем то, что не удосужились сделать ни наши родители, ни мы сами: будем читать Евангелие и Псалтирь, чтобы свет просвещения стал светом нашей жизни.
Несомненную пользу имеют святая вода, артос, антидор и просфоры. Святая вода - прекрасное лекарство для души и тела, она есть образ благодати Божией, очищающий верующих от духовных скверн, укрепляющий их на пути спасения. Сейчас по всей России освящены тысячи родников, с благоговением и молитвой воду из них принимают десятки тысяч больных, получая облегчение в своих страданиях. Я сам был свидетелем того удивления, которое вызывало действие святой воды у врачей, не ожидавших столь быстрого восстановления показателей крови у больных, принимавших святую воду после тяжелых операций и лучевого лечения. «Освященная вода, - как писал святитель Димитрий Херсонский, - имеет силы к освящению душ и телес всех пользующихся ею». Во время болезни особенно полезно принимать крещенскую воду, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Частицы артоса, освященного на Пасху, антидор и просфоры, освященные во время Литургии, святая вода и елей, которым помазываются больные во время Всенощного бдения, после молебнов и чтения акафиста - всё это прекрасные лечебные средства, которые предупреждают и лечат наши болезни, прежде всего духовные и душевные, а затем и телесные. В самом деле, с верой и молитвой принятые, они отклоняют нас от греховных мыслей, удерживают от дурных поступков, вводят в Богообщение. Большой целебной силой обладают мощи святых, которые имеются во многих храмах, списки чудотворных икон, миро, выделяющееся при их мироточении. Всё это Господь даёт нам для исцеления, а требует взамен лишь искренней веры, смирения и покаяния.
Почему нельзя болящему оставаться в стороне от церковной жизни, уходить в свою болезнь, жалеть только себя и ждать от других жалости? Потому что каждый болящий, пришедший к Господу через свои страдания, уже есть воин Христов. Он многое может сделать не только для себя и своих близких, но и для всех людей. Мала армия священства и искренне и глубоко верующих людей, которые сражаются против зла. Они нуждаются в помощи. Во время великих освободительных войн в бой шли не только воины, но и ополчение из разных людей, часто необученных и плохо вооруженных. Но они шли и побеждали врага. Вот так и пришедшие к Господу, пусть через болезнь свою, пусть многого не знающие о Православной вере - это тоже ополчение против сил зла. Помнит ли воин во время битвы о себе? Нет. Он думает о своих близких, о родителях, жене, детях. Так и нам надлежит в болезни все силы свои отдать их спасению, забывая о себе и своей болезни. Не раз святые отцы Церкви говорили о том, что если мы будем молиться за других, то Господь непременно вспомнит о нас. Нет, Он никогда не оставлял нас, отечески наставляя и поправляя нашу жизнь, но именно в правильно и терпеливо переносимой болезни мы можем не только очистить душу, но и получить желаемое - благодать Божию и чудесное исцеление от недугов и душевных, и телесных. Не сразу, не вдруг, по греховности нашей, приходит исцеление, но по мере возрастания веры. «Молитесь друг за друга» (Иак. 5, 16). Помолиться следует и о тех, кто не остался в стороне, кто сочувствовал нам, кто взял на себя груз забот на время нашей болезни, тех, кто ухаживает за нами, лечит нас, о тех, кто дал свою кровь для переливания и приготовления препаратов, нам необходимых, кто изготовил лекарства и аппараты для лечения. Особенно следует молиться о донорах, дающих больным свою кровь, ведь они совершают великий духовный подвиг: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13), то есть за нуждающихся в этой крови больных.
Рассказывают, что святитель Афанасий Великий, пришедши к святому Нифонту, лежавшему на смертном одре, и сев возле него, спросил его: «Отче! Есть ли какай польза человеку от болезни?» Святой Нифонт отвечал: «Как золото, разжигаемое огнем, очищается от ржавчины, так и человек, терпящий болезни, очищается от (сопл грехов).
Запасемся терпением, будем готовить себя к жизни иной, чем была ранее, очистим душу и сердце через покаяние. Исповедь больного человека, особенно если он давно не был в храме, дело не простое. Многие не знают, с чего начать. Мне, в свое время, очень помогло сравнение души, отлученной долго от Церкви, с участком земли, который получил человек и собирается вспахать. С чего начинает он свою работу? Сначала убирает самые большие камни, выкорчевывает пни, потом убирает камни поменьше, расчищает участок и лишь потом вскапывает его и высевает семена. Так и на первой Исповеди следует принести в дар Господу самые большие свои раскаянные грехи и дать обещание никогда больше их не повторять. Нередко, увидев воочию свои грехи, человек не может удержаться от слез покаяния. Это чудесно, эти слезы будут приняты Господом, ведь он Сам говорил: «Блаженны плачущие, яко тии утешатся» (Мф.5. 4). Именно о своих грехах нам и следует плакать. Каждая следующая Исповедь всё более и более очищает душу, но только, прошу вас, дорогие мои, не возвращайтесь больше к тем грехам, в которых вы покаялись. И здесь вспомним слова Спасителя: « ...не греши больше, а то как бы не было хуже» (Ин. 5, 14). Об этом мы тоже должны помнить. Долгие годы без Покаяния нередко стирают из памяти многие наши прегрешения, а душа-то от них болит, мучается совесть, болеет тело. Обязательно во время тяжелой болезни нужно пройти таинство Елеосвящения (Соборования). Семью кругами этого таинства, семью помазаниями святым елеем, как семью океанскими волнами, смываются греховные наросты, обнажая детскую чистоту нашей души. Вот эту чистоту следует беречь, потому что только она позволяет нам подойти к таинству Причащения Тела и Крови Христовой, к приобщению Великих и Страшных Христовых Тайн. В течение болезни Соборование допускается один раз. В последующем регулярная Исповедь позволяет поддерживать в чистоте душу. Умение видеть свои грехи, предупреждать их ещё на уровне помыслов, постоянное мысленное предстояние Господу отличает человека воцерковленного. «Оставь греховную жизнь, и исправь руки свои, и от всякого греха очисти сердце» (Сир. 38, 10).
Стремление выздороветь должно включать, кроме молитвы и Исповеди, пост. Самое главное в посте - это постоянное общение с Господом через молитву, изменение своего взгляда на жизнь, реальное воплощение в ней заповедей Божиих. Только затем следует ограничение той или иной пищи или отказ от пищи в течение нескольких дней, который тоже может быть полезен больному, например, после операции, при острых заболеваниях внутренних органов. Однако это ограничение должно быть прописано врачом, а не самовольно принято больным. Тогда, когда специальных указаний врача о лечебной диете нет, можно пользоваться указанием святого Варсонофия Великого: «Больной должен в посты поститься в среду и пятницу, а в остальные дни ему разрешается кушать скоромное, кроме мясного». А вот душевный и духовный пост больной должен соблюдать обязательно. Сколько раз приходилось видеть, как больные собираются в холлах и смотрят всё те же боевики с бесконечными убийствами и насилием. И здоровому-то человеку это вредно, а уж для больного совершенно неприемлемо. Мы как будто всё время стремимся поскорее вернуться опять в тот мир, соблазны и грехи которого привели нас на больничную койку. Не лучше ли взять Евангелие, Псалтирь, учения святых отцов Церкви и восполнить нашу духовную безграмотность, от которой мы, по сути, и страдаем. Сколько нового, интересного и важного мы там найдем! Какие необычные горизонты откроются нам, к каким пластам мудрости мы приобщимся! Только, пожалуйста, будьте разборчивы, берите книги в храмах, покупайте в церковной лавочке. Сотнями появляются книги не просто сомнительные, а чрезвычайно вредные. И это понятно: дьявол и его приспешники совсем не заинтересованы, чтобы войско наше было сплоченным и подготовленным; соблазнить, увести в сторону, вернуть обратно в язычество - вот цель всей этой многоликой пишущей братии. Не идите у них на поводу, проверьте каждую книгу, чтобы на ней стояло благословение иерархов Православной Церкви. Вы ещё слишком слабы духовно, чтобы разобраться в тонких хитросплетениях продажных диаволу писак. Не стоит менять двух-тысячелетний опыт Православия, обобщенный в учении наших святых, на соблазнительную «эзотерическую» ложь. Не стоит тратить время и на книги по «целительству», которые во множестве появились на магазинных полках. Как правило, их пишут безграмотные в медицине инженеры, техники, физики, химики, которые не преуспели в своей профессии и решили заработать на чужом здоровье. Не смотрите на их «академические» звания - всё это липовые академики своих собственных выдуманных академий. Только Православная Церковь обладает всей полнотой Истины, и приобщиться к ней - великая радость.
Кому и как молиться вам подскажет священник, у которого вы будете исповедоваться. Есть совершенно чудесные молитвы святых отцов Церкви, от которых немедленно пробиваются покаянные слезы. Вы их найдете каждый для себя, они написаны теми, кто так же, как и вы страдали, верили и надеялись. Сам Господь благословил их найти необыкновенные слова молитв и псалмов, которые сотни лет утешают и радуют наши души. Ищите молитвы, созвучные вашей душе, и вы их непременно найдете. Пусть они сопутствуют вам в горе и радости, утешают и успокаивают вас.
Нередко думают, что чем дороже лекарство, тем оно эффективнее. Это - и правда, и неправда, потому что одно лекарство и даже много лекарств не решают самого главного вопроса -вопроса вашего исцеления. Конечно, можно выздороветь телесно и не чувствовать больше боль, недомогание и слабость, вернуться к той жизни, которая была до болезни. Но это значит только одно: возврат болезни - дело времени. На самом деле только исцеление по-настоящему избавляет нас от болезни. Вот о чем нужно заботиться, вот чего нужно просить у Бога. Гармонии духа, души и тела нам не хватает, эту гармонию нарушили мы нашей беспечной и бездумной жизнью. За потерю этой гармонии мы испытываемся болезнью, и без её восстановления мы обречены на гибель. Самая большая наша потеря - наша бездуховность, я бы даже сказал «бесдуховность»: именно бесов мы радовали своей беспутной жизнью. Восстановим немедля наше общение с Богом, будем предстоять ему денно и нощно, каждый свой шаг обдумывать и проверять своей совестью. Важные решения будем принимать только в чистоте душевной, которая наступает единственно после Исповеди и Причащения Тела и Крови Христовых. Будем учиться у Него и следовать за Ним. Исправим и душевные свои качества. Пусть люди увидят нас обновленными и очищенными болезнью, проникнутыми любовью, верой, милосердием, состраданием к другим. Миротворцами выступим среди своих родных и близких, будем внимательны к людям, не будем бояться объявить себя людьми верующими; мы не должны этого стесняться, даже если это кому-то не нравится. Помолимся и за них. Господь, конечно, приведет их к Себе, разные пути ведут к вере, лишь бы время было у них покаяться. Помолимся за них.
Что же ещё остается нам сделать? Ах, да о теле своем позаботиться. Надо держать его в чистоте, укреплять по мере возможности, вовремя, с помощью врача, устранять неполадки, а вот ублажать его, холить, лелеять и украшать сверх всякой меры - это ни к чему: как бы снованам не попасть в рабы собственному желудку и прочим телесным прихотям.
Самая лучшая благодарность Богу
за выздоровление от полети состоит а том,
чтобы служить Ему остальное время жизни
в исполнении заповедей Его.
Святой Пимен Многоболезненный
Как жить дальше?
Закончился период страданий, прошли боли, бессонные ночи, перенесены операции и лечения. Слабость ещё есть в организме, но началось медленное восстановление его жизненной силы. И уже первые соблазны посещают переболевшего: вернуться снова к суете, празднествам, привычной жизни в миру. Не поддавайтесь соблазнам - вы обещали Господу исправиться, выполните своё обещание. Сколько раз мне приходилось повторно встречать больных снова в таком же отчаянном положении, из которого они вышли, и каждый раз это было следствием нарушенного обещания Господу. Не оставляйте своих молитв, продолжайте жить по-человечески. Ведь жизнь христианская и есть по-настоящему человеческая жизнь. Пусть не узнают вас родные, близкие, сослуживцы, пусть удивляются тому, куда исчезли ваша резкость, холодность, а то и грубость. Пусть окружающие люди не понимают, почему вы избегаете осуждать других людей, когда все только этим и занимаются, а, напротив, говорите что-то в их защиту. Пройдет время, и они потянутся к вам, почувствовав вашу доброту, спокойствие и искренность. Вы обещали стать другим человеком, и вы им стали. Немедленно наведите порядок в своей личной жизни; я уже говорил о том, сколько несчастья и болезней приносят людям так называемые «гражданские браки». Я не знаю ни одного прелюбодея, который не был бы наказан за этот грех собственной болезнью или болезнью детей, родителей, самых близких. Вразумляйтесь скорее! Немедленно устройте свою жизнь без прелюбодеяния, без ругани и ссор, никогда не поднимайте руку на детей, будьте терпеливы и внимательны с престарелыми родителями. Восстановите все порванные связи с вашими близкими, помиритесь со всеми, с кем не успели помириться во время болезни. Как и во время болезни, в первые недели после неё как можно чаще бывайте в церкви. Исповедайтесь и принимайте Причастие. Это поможет вам привыкнуть к новой жизни, к жизни человека, умудренного опытом страдания и преобразившегося. Ни в коем случае не обращайтесь к колдунам, экстрасенсам и магам. Помните: «не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок перед Господом всякий, делающий это...» (Втор. 18, 10-12). Удерживайте других от грехов, которые вас привели к болезни, с любовью и терпением вразумляйте тех, кто ещё не понимает того, что поняли вы: смысл жизни - в добрых делах, смысл болезни - в исправлении, щит наш - вера, меч наш - Любовь. Не обольщайтесь тем, что вы стали здоровы, а будьте бдительны, чтобы снова не приключилась болезнь. «Все от Бога: и болезни и здоровье, и все от Бога подается нам во спасение», писал святитель Феофан Затворник.
Многая вам и благая лета! Да поможет вам Господь!